Верховный Cовет
Приднестровской Молдавской Республики

Официальный сайт

Взаимосвязи экономики

18.11.2016

В экономике все взаимосвязано, она функционирует как единый организм. И если в общем механизме какое-то звено дает сбой, это сказывается как на других составляющих, так и на его состоянии в целом. О взаимозависимости экономических процессов наша беседа с заместителем председателя Комитета Верховного Совета по экономической политике, бюджету и финансам Александром КОРШУНОВЫМ.

– Александр Викторович, экономические процессы не могут идти сами по себе, ими управляют люди. Как от их действий зависит состояние нашего базиса – экономики?

– Напрямую. Состояние нашей экономики определяется совокупностью внешних и внутренних факторов. Негативный характер первых, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов. Тем более что в этих условиях возрастает значимость просчитанности и выверенности принимаемых в сфере экономики управленческих решений. Принятое в 2012 г. правительством решение о резком повышении тарифов на энергоносители, прежде всего природный газ, к таким явно не относится. Экономические процессы во многом идут по инерции, этим и объясняется то, что мы и сегодня пожинаем плоды того непопулярного экономического решения. Депутаты Верховного Совета уже тогда указывали на ошибочность правительственного решения, которое, убеждали мои коллеги, приведет к серьезным негативным последствиям как для экономики, так и для государственного бюджета. К сожалению, к нашим доводам не прислушались, все будто находились под гипнозом, в эйфории от победы нового президента. В итоге с 1 января 2013 г. приостановил работу ряд крупных бюджетообразующих предприятий республики, а Молдавская ГРЭС для выработки электроэнергии перешла на использование угля, расходуя при этом валютные ресурсы.

Но этим череда неверных управленческих решений не прервалась – нестабильная тарифная и налоговая политика привела к тому, что ряд предприятий стал испытывать проблемы со сбытом продукции, приобретением сырья, уплатой налогов, начались сокращения персонала – экономика республики начала сжиматься. Поскольку денег для выполнения государством социальных функций в бюджете не хватало, последовали решения о переводе работников бюджетной сферы на сокращенную рабочую неделю, а затем и изъятие из их доходов, а также у пенсионеров, пресловутых 30%. Правительство только то и делало, что уменьшало доходы населения, тем самым снижая потребительский спрос, не давая развиваться, в том числе, малому и среднему бизнесу, ведь именно спрос определяет предложение. В свою очередь крупным предприятиям-экспортерам было уже не до развития, у них вымывались оборотные средства, они были вынуждены максимально оптимизировать собственные расходы, в том числе сокращая работников. И сегодня ситуация во многом остается критической…

– …что предпринимал депутатский корпус для ее исправления?  

– Поскольку в это время многие экономические агенты работали в убыток, депутаты Верховного Совета приняли в законе о республиканском бюджете норму, в соответствии с которой данные хозяйствующие субъекты не платили налоги на убытки. Весной 2015 года вместе с коллегами мы разработали законодательную инициативу, направленную на поддержку отечественных производителей, прежде всего экспортеров. Их цель – сохранение предприятий и рабочих мест на них. К сожалению, на данную законодательную инициативу было получено отрицательное заключение высшего исполнительного органа власти, она не была реализована.

Безрадостный итог – к концу 2015 года руководители предприятий легкой промышленности (швейная, обувная отрасли, где одна из самых высоких ставок по налогу на доходы организаций) стали бить в набат, сигнализируя о том, что зарубежные инвесторы намереваются свернуть производство в Приднестровье и переместить его в другие страны. Это был весьма тревожный для всех нас звонок. Тогда в начале 2016 г. депутатам в рамках разработки антикризисных мер в срочном порядке пришлось снижать налоговую нагрузку на предприятия обувной и швейной отраслей, работающих, в основном, на давальческом сырье. Но и на это мы получаем вето президента. Тем не менее, парламентарии оказались последовательными в своих устремлениях и действиях и преодолели вето.

– Теперь эксперты в сфере экономики расценивают этот шаг, как ощутимую поддержку одной из ведущих для республики отраслей, которая традиционно была развита в Приднестровье.

– Так оно и есть, это реальная помощь отечественным производителям. Общими усилиями депутатского корпуса, владельцев и менеджмента предприятий мы сумели сохранить производства, более 3 тыс. рабочих мест. Правительство предостерегало недобором налоговых отчислений в сумме 14 млн рублей. «Предсказания» не сбылись. Возросли платежи по налогу на доходы организаций, платятся подоходный и социальный налоги, увеличились объемы производства и реализации качественной продукции. Более того, на обувной фабрике «Флоаре» за этот короткий период времени дополнительно создано 30 рабочих мест, с «Софтшуза» передумали уходить итальянские инвесторы. Нельзя забывать, что обувные предприятия Бендер являются основными донорами местного извечно дотационного бюджета. Поэтому есть основания надеяться на выполнение социальных обязательств государства перед бюджетниками, развитие регионов, а значит, снижение оттока населения, уровня трудовой миграции.

– Есть ли у депутатов планы по распространению этой положительной практики на другие отрасли реального сектора экономики?

– В разработке находится законодательная инициатива, предполагающая оказание аналогичного рода поддержки кабельной отрасли. К сожалению, и на этот счет у правительства отрицательное мнение. В это же время приходится констатировать, что бендерский завод «Молдавкабель» на грани остановки: 275 рабочих мест под вопросом, российский инвестор рассматривает возможность перевода производственных мощностей в Брянск.

В связи с этим парламентарии нередко задают министрам вопрос: «Где логика?» Если государство не поможет данной отрасли, то ее вообще не будет, не будет и налоговых отчислений, о которых неизменно печется правительство. Кто от этого выиграет? А ведь «Молдавкабель» традиционно занимал лидирующие позиции в рейтинге крупных налогоплательщиков в бюджет г. Бендеры.

В таких нестандартных ситуациях необходимо принимать экстренные меры по поддержке производства, прежде всего, экспортно ориентированного, зарабатывающего для республики валюту.  Сохранить предприятия – это и означает создать рабочие места, вернуть из-за пределов республики наших людей. Создание новых рабочих мест – реальная задача, если восстановить утраченное за последние пять лет. Создание рабочих мест – одна из самых важных проблем экономики, прежде всего, ее реального сектора. Почему правительство этого не делало, ведь это лежит в сфере управленческих решений, нам непонятно. Но факт остается фактом: исполнительная власть не реализовала открывшееся окно возможностей, депутаты это попытались сделать. В самом деле – лучше платить зарплату и повышать ее, чем пособие по безработице из дефицитного бюджета. За сохранением, созданием рабочих мест следует выплата заработных плат, их постепенное увеличение, рост доходов населения, расширение потребительского рынка – налицо мультипликационный эффект.

– Один из главных аргументов правительства в спорах с депутатским корпусом в вопросах поддержки экономических агентов – это необходимость пополнения бюджета. Но нельзя не отметить, что бюджет – это производное экономики, всего лишь ее зеркало. Не получив часть отчислений по налогу на доходы организаций, бюджет будет продолжать получать социальный налог, подоходный, будет обеспечена занятость населения. Разве это не очевидные вещи?

– Если еще в 2012 году с различных площадок я говорил, что недальновидные управленческие решения правительства являются ошибочными, то с каждым годом я все больше и больше убеждаюсь в том, что эти решения носят умышленный характер. Результатом таких действий является полная стагнация экономики, остановка предприятий, сокращение рабочих мест (только за прошлый год более шести тысяч). Если этот процесс не приостановить, то в краткосрочной перспективе у государства не будет ресурсов для выполнения социальных обязательств перед гражданами. Это опасная тенденция. Правительству необходима профессиональная команда, которая выведет экономику республики из кризиса. И промедление в этом вопросе, как говорил классик, смерти подобно, поскольку негативные тенденции продолжаются и в этом году. В первом полугодии 2016 года число индивидуальных предпринимателей, приобретших патент, на 6 тысяч меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Это ли не катастрофа?! Показатель является ярким индикатором неверных управленческих решений по снижению доходов населения, принимаемых правительством. Эти статистические данные просто «кричат», сигнализируют нам о существовании в нашей экономике пока неразрешенных проблем. При этом никакой реакции на такие негативные тенденции со стороны правительства не видно.

– В экономике очевиден принцип взаимосвязи. Сокращение доходов населения, чем правительство занималось все последние годы, уменьшает объем потребительского рынка и розничного товарооборота. Это, в свою очередь, негативно отражается на социальном положении представителей малого и среднего бизнеса, от которых опять же меньше поступает налогов в бюджеты. Круг начинает замыкаться. Как его разорвать?

– В любом учебнике по экономике вы прочитаете, что снижение уровня доходов граждан сжимает потребительский спрос и, в конце концов, экономику государства – люди меньше покупают, малый и средний бизнес меньше продает, меньшим становится объем налоговых отчислений. Снижение, невыплата пенсий и зарплат бюджетникам в 2014–2015 годах негативно отразились на экономике республики, состоянии ее бюджета, а главное, социальной обеспеченности граждан.

На это чутко реагируют инвесторы, которые начинают взвешивать: а стоит ли вести бизнес в непризнанном Приднестровье, если рядом море аналогичных предложений с более прозрачными, стабильными правилами ведения бизнеса? В нашей ситуации потенциальным инвесторам необходимо создать условия, которые будут, по крайней мере, не хуже, чем у соседей. А здесь нам похвастаться нечем. Взять хотя бы уровень налоговой нагрузки на экономику (35%), которая выше, чем в соседних Молдове и Украине. Мировая практика свидетельствует, что для государств с развивающимися экономиками налоговая нагрузка не должна превышать 28%. Кстати, в 2011 г. она таковой в Приднестровье и была.

Очевидно, что повышение налоговой нагрузки выше определенной величины приводит к обратным планируемым результатам. Запредельно увеличивая уровень налогов и сборов, мы собираем их в бюджет все меньше и меньше. Тоже индикатор того, что мы делаем что-то не то, что необходимо отменять ранее принятые решения, корректировать их в срочном порядке. Депутаты это пытаются делать, предлагая снижать налоговую нагрузку на предприятия с целью стабилизации их финансово-хозяйственного положения и дальнейшего роста. Позитивные результаты таких шагов очевидны на примере предприятий обувной отрасли.

– Одной из самых полемичных тем все последние годы является налоговая реформа. Правительство неоднократно инициировало перед Верховным Советом ее проведение. Но пока все остается как есть…

– Общеизвестно, что глобальные экономические реформы, к которым, безусловно, относится и реформа налоговой системы, не проводятся в периоды кризиса. Для реализации столь масштабных реформ необходимы значительные государственные ресурсы. Важно также, чтобы и хозяйствующие субъекты, для того чтобы безболезненно перейти на новую налоговую систему, имели своеобразную «подушку безопасности» в виде собственных оборотных средств. Потому что реформа предполагает изменение форм отчетности, налоговых ставок, наличие программного обеспечения, переобучение специалистов, на все это необходимо еще и время. Поэтому, когда на рассмотрение проекта 600-страничного Налогового кодекса инициатор налоговой реформы предоставляет 20 дней, это, мягко говоря, воспринимается как странность. Такие решения, затрагивающие развитие государства на ближайшие 10-20 лет, не должны приниматься с кондачка. Они должны быть выверенными. Ошибка при принятии этого решения может стоить нам ни много ни мало потери экономики и, как следствие, государственности. 

Я не исключаю возможности рассмотрения различных налоговых систем, тщательного изучения мирового опыта, как положительного, так и отрицательного, выбора наиболее приемлемой для нашего государства налоговой системы и ее внедрения. Вместе с тем эти действия должны быть последовательными, экономическим агентам должно быть предоставлено время для подготовки и внедрения новой налоговой системы.

В мире существует немало налоговых режимов. Экономический агент, осуществляющий предпринимательскую деятельность, вправе выбирать удобный для него налоговый режим. Государство же в состоянии разработать их, определив налоговые ставки таким образом, чтобы не пострадал государственный бюджет. Надо только работать, и все у нас получится. В любом случае переход на новую налоговую систему должен быть выгоден хозяйствующим субъектам, государству и его гражданам. Пока в предложениях правительства перейти на новую систему налогообложения таких выгод не просматривается. Многое можно сделать и в рамках действующей налоговой системы, например, применить поправочный (понижающий) коэффициент к налогу на доходы организаций для предприятий-экспортеров. Тем самым мы будем стимулировать экспорт, увеличивая объемы производства и реализации продукции, количество рабочих мест и приток в республику валюты. Китай своим производителям еще и приплачивает, в случае если они экспортируют товары. Грех не использовать мировой положительный опыт.