Верховный Cовет
Приднестровской Молдавской Республики

Официальный сайт

«След на земле»

19.08.2018

В столичном кинотеатре «Тирасполь» состоялся премьерный показ документального  историко-биографического  фильма «След на земле»  о Виталии Ивановиче Глебове. Виталий Иванович – государственный и общественный деятель, депутат Верховного Совета  II созыва, профессор, доктор экономических наук, академик Международной академии информатизации, Украинской академии наук по экономической кибернетике, РАЕН.  И этот список можно продолжать… 18 августа Виталий Глебов отметил славный юбилей. Ему исполнилось 80 лет. В настоящее время  он является председателем Общественной палаты Приднестровья. В кадрах киноленты – этапы большого жизненного пути.

Режиссером 47-минутной короткометражки стала Наталья Голуб. В красном зале кинотеатра собрались друзья, коллеги и семья известного общественного и политического деятеля республики. Для них Виталий Глебов является настоящим «символом эпохи».

«Виталий Иванович заслуживает очень большого уважения и должен служить хорошим ориентиром для многих из нас как человек, как муж, как руководитель, как патриот», – отметил глава республики Вадим Красносельский.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент  интервью, которое пресс-служба Верховного Совета взяла у Виталия Глебова в октябре 2015 года. В нем весь он как на ладони – честный, открытый и преданный человек, который искренне любит людей, свою Родину, верит в то, что ее будущее будет светлым!

Виталий Глебов: «Мы были объединены одной целью – создать государство»

Представляем собеседника: ГЛЕБОВ Виталий Иванович, Председатель Палаты Представителей – заместитель Председателя Верховного Совета ПМР (1996–2000 гг.)

Родился в 1938 г. в пос. Слободзея (МАССР, входящей в состав Украинской ССР) в семье крестьян. Потомственный аграрий. Азы профессии начал постигать в Кишиневском училище виноделия и виноградарства, после окончания которого работал бригадиром в виносовхозах Ростовской области.

В 1960 г. поступил в Кишиневский сельскохозяйственный институт. Специальность –  ученый-агроном. Учебу совмещал  с работой. По окончании института работал агрономом, секретарем парткома учебного хозяйства Криулянского района. С 1968 г. – заместитель начальника районного производственного управления сельского хозяйства. Затем главный государственный инспектор по закупкам и качеству сельскохозяйственных продуктов Криулянского района.

В 1972 г. избирается секретарем Дубоссарского райкома партии, а в 1973-м –председателем Слободзейского районного совета колхозов. С 1976 г. – первый секретарь Котовского РК КП, с 1978-го – председатель Вулканештского районного совета колхозов. В 1980 году избирается первым секретарем Тараклийского РК КП. В ноябре 1986 года избран секретарем Молдавского совета профсоюзов – председателем Республиканского комитета профсоюзов работников АПК.

С начала возведения в Молдове национализма в ранг государственной политики становится на сторону народа Приднестровья, последовательно занимая должности заместителя Председателя Временного Верховного Совета, начальника республиканского управления сельского хозяйства, первого заместителя главы госадминистрации, начальника управления сельского хозяйства Слободзейского района. Принимал активное участие в общественно-политической деятельности МССР и ПМР. Член ЦК КП Молдавии (1976–1991 гг.), депутат Верховного Совета МССР четырех созывов, избирался депутатом ряда районных Советов народных депутатов, делегат 27-го съезда КПСС и 18-го съезда ВЦСПС.

В декабре 1995 г. избирается депутатом Палаты Представителей Верховного Совета, а на 1-й сессии высшего законодательного органа власти второго созыва избирается Председателем Палаты Представителей, заместителем Председателя Верховного Совета.

Награжден советскими орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Орденами Почета и «За заслуги» II степени.

О трудном времени становления приднестровской государственности, формировании государственных органов, правовой базы молодой республики, уроках истории для нынешних политиков – в актуальном интервью с непосредственным участником тех исторических событий.

– Виталий Иванович, чем Вам запомнился Временный Верховный Совет? Какие люди тогда пришли в этот государственный орган? 

– Я трижды был депутатом Верховного Совета МССР. Когда подошло время новых выборов, я решил баллотироваться от Тирасполя по Ново-Тираспольскому  округу.  Мне в то время оказали серьезную  поддержку аграрии. И я прошел  первый тур… В 1989 г. я поддержал борьбу приднестровцев против дискриминационных  законов о языках. Когда на 2-м съезде депутатов всех уровней было принято решение о создании Временного Совета, делегаты предложили мою кандидатуру на пост заместителя Председателя Временного Верховного Совета. В состав высшего на тот момент руководства республики входило 50 человек. 4 сентября было проведено первое заседание. Его председателем был избран Игорь Николаевич Смирнов. Чем мне запомнился Временный Верховный Совет? Во-первых, это было новое дело, а время было сложное. В состав нового государственного органа вошли представители Объединенного совета трудовых коллективов (ОСТК). И это очень правильно, ведь они стояли у истоков образования республики!

Новый госорган начал с принятия законов, направленных на укрепление ПМССР. Но практического  опыта государственного строительства не было ни у кого. Люди во власть пришли «от станка, от сохи», были и руководители предприятий. Но, самое главное, во Временном Верховном Совете было единство, чего сейчас нам так не хватает. Это не значит, что не высказывались различные мнения, точки зрения. При этом мы сообща старались принимать решения, необходимые и приемлемые для молодого государства, жителей Приднестровья. Огромный  вклад в общее дело внес Женский забастовочный комитет. Я благодарен судьбе за то, что был участником тех событий.

Временный Верховный Совет принял более 60 законов и постановлений: о создании республиканского банка, формировании республиканского бюджета, организации неотложных мер по оказанию помощи гражданам, а также касающихся решения вопросов материально-технического снабжения предприятий, отпуска продуктов питания и товаров народного потребления населению, об образовании Приднестровского государственного  университета.

В моей памяти Временный Верховный Совет останется как коллектив, объединенный единой целью – создание государства. 

– Временный Верховный Совет был избран II чрезвычайным съездом народных депутатов всех уровней в день провозглашения Приднестровской Молдавской Республики 2 сентября 1990 г. Каким Вам запомнился  тот  сентябрьский  день?

 – Это были события действительно исторического масштаба. Съезд проходил в красивом восстановленном здании городского театра. А я помню его разрушенным,  после войны в 45-м… Осенью 90-го года  мы не могли поступить по-другому! Нас хотели превратить в ничто! Тот патриотизм, если хотите, пафос был обусловлен огромным стремлением самостоятельно строить свою жизнь, при этом всегда оставаясь человеком. Построить настоящее ради будущего наших детей, чтобы они росли в свободном государстве, чтобы  никто и никогда не запрещал им говорить на родном языке.

– Во втором созыве Вам было доверено возглавить Палату Представителей и стать заместителем Председателя Верховного Совета ПМР. В чем заключалась значимость Палаты?

 – Да, в 1995 году на выборах в Верховный Совет II созыва  из 17 претендентов выбрали по 5 человек от территории, в том числе и меня. Наверное, потому, что я долгие годы работал в сельском хозяйстве, хорошо знал  эту отрасль. Может, еще и потому, что я – слободзеец!  На первом заседании Палаты Представителей меня избрали ее председателем и заместителем Председателя Верховного Совета.

Чем мне нравилась двухпалатная структура законодательного органа? В Палату Законодателей шли теоретики, люди творческого склада, а в Палату Представителей – практики, те, кто знает производство, работу трудовых коллективов. При принятии решения высказывалось мнение не отдельного депутата, а коллектива, за ним стоящего,  к примеру, Рыбницкого или Бендерского комитета.  У членов Палаты Законодателей  не было неприятия того, что мы нередко не поддерживали тот или иной законопроект. Все споры мы старались решить до его вынесения на рассмотрение депутатского корпуса. Для этого создавались согласительные комиссии на принципах равенства.  Создание именно такой структуры Верховного Совета на тот период было верным.

– А Вы помните, как в знак несогласия с принятым решением депутаты-аграрии демонстративно покидали зал пленарных заседаний?

– Да, было такое, когда  Палата Представителей принимала законопроект, а Палата Законодателей отказывалась его поддерживатьНо это было нечасто. Потом мы провели соответствующую работу, и депутаты перестали выходить из зала. Такие капризы, считаю, не нужны! Это не школа, где учитель может в угол поставить, депутата в угол не поставишь.

К работе нужно относится по-государственному!  Все было, но при этом у  нас была общая цель – создание законодательной базы молодой республики. Я особенно это подчеркиваю сегодня. Важно, какую ты ставишь цель – себя выдвинуть или работать на благо государства.

– Парламентскую школу прошли многие действующие политики. Ваши советы нынешнему  их  поколению и будущему депутатскому корпусу?

– Как человеку, которому небезразлична судьба республики, мне непонятна и не нравится кампания, которая развернута против Верховного Совета и отдельных депутатов! Не хочу обидеть ни одну из сторон, но мы должны принимать законы в интересах государства и людей. Понятно, депутаты представляют интересы избирателей, у исполнительной власти свои интересы, тоже государственные. Но точки соприкосновения надо находить! Поэтому я бы пожелал политикам ставить во главу угла следующий принцип: если будут раздоры, государства не будет! За нами наблюдают со стороны, в том числе и наши недруги, те, кто не хочет признавать само существование нашей республики. Они же могут и «подливать масло в огонь». Депутатский корпус, который придет на смену нынешнему составу, должен понимать, что они избираются людьми, президент избирается всенародно, поэтому надо находить общий язык. Оскорблять друг друга – это неверно! Поэтому я бы пожелал единства всех ветвей власти.  

И еще на что бы я хотел обратить внимание. В Регламенте Верховного Совета есть норма, обязывающая автора законодательной инициативы представлять  обоснование, т.е. расчеты и аргументы, показывающие, к чему, к каким экономическим или политическим последствиям  привет принятие того или иного закона.  К сожалению, я этого не наблюдаю. И тут возникают разногласия, дает правительство законопроект – докажи расчетами! А не просто предлагай сменить один налог на другой.  Так же иногда поступают и законодатели. Советую – исполняйте Регламент!

– В Вашей законодательной практике, наверняка, было немало примечательных моментов. О чем вспоминается сегодня?

– Я уважаю Игоря Николаевича Смирнова. Этот человек прошел путь от директора завода до главы государства. Он возглавил Временный Верховный Совет, затем стал Президентом ПМР. Это было нелегко. Его можно критиковать. Да, у нас были ошибки, как у любого человека. Но мы выслушивали мнение каждого.

Хочу привести пример. Когда я был официальным представителем Президента в Верховном Совете, один из депутатов внес на рассмотрение законопроект об учреждении Знамени Победы Приднестровья. Я побледнел, узнав об этом! Я человек войны! Я вышел на трибуну и сказал, что нельзя этого делать. Советский народ победил! Он ценою собственной жизни ковал победу на фронте и в тылу! Неоднозначность ситуации заключалась еще и в том, что на этот проект закона было положительное заключение президента…С уважением отношусь к этому депутату – он тут же отозвал свой законопроект, а Игорь Николаевич пришел и извинился, признав, что подписал заключение на этот законопроект, детально с ним не ознакомившись. Он не обиделся на мою позицию, как нынешние политики сегодня обижаются на чьи-то высказывания, а пришел и сказал мне: «Ты прав!» Я привел этот пример не зря. Хочу, чтобы все понимали: руководящее кресло временное. Одни уходят, на смену им приходят другие. Но человек, пришедший во  власть должен оставить след! След добра и мужества!

… А к критике  моей прислушались. Взяли в Москве копию Знамени Победы, водруженного над Рейхстагом,  и привезли в Тирасполь на празднование 9 Мая…  

 – Что бы Вы сделали в своей политической карьере по-другому, если бы с помощью машины времени его, время, можно было повернуть вспять, к примеру, на 25 лет назад?..

 – Разваливался Союз… Поэтому события тех лет я вспоминаю с больюЯ проработал в шести районах МССР, в том числе в двух районах Приднестровья. И для меня  все, с кем довелось  трудиться, – родные и близкие люди. Но я не боялся трибун и открыто выступал против той вакханалии с законами о языках, которые ставили людей в неравное положение.

Я считал и считаю, что во всем должна быть искренность, ведь правде трудно противостоять.  Что бы я поменял в жизни? Единственное, я бы постарался сделать все для того, чтобы Советский Союз не развалился. Ведь был референдум о сохранении СССР, люди высказали свою волю, но к ней уже никто в руководстве не прислушался.  Где-то мы, видно, не доработали, что дали этому свершиться. Все остальное я бы не поменял. Рождение республики, формирование госорганов, законодательной базы…      Мы делали все правильно.